Science Index

Социальные сети

 

Иеремия БентамИЕРЕМИЯ БЕНТАМ 

(15.02.1748 – 06.06.1832)

английский социолог, юрист и философ

 

Основные работы

Введение в основания нравственности и законодательства

 

 

 

 

 

 

 

 

Иеремия Бентам о предмете законодательства

Предметом законодательства должно быть обществен­ное благо: общая польза должна быть основой всякого рассуж­дения в области законодательства. Наука состоит в том, чтобы знать, в чем заключается благо данного общества, искусство в том, чтобы найти средства для осуществления этого блага.

  

Иеремия Бентам о природе подчинения власти

Природа подчинила человека власти удовольствия и страдания. Им мы обязаны всеми нашими идеями, ими обусловлены все наши суждения, все наши решения в жизни. Тот, кто утверждает, что он свободен от этой зависимости, тот не знает, что говорит: стремиться к удовольствию и из­бегать страдания составляет его единственную задачу даже в ту минуту, когда он отказывается от величайших удо­вольствий или берет на себя самые сильные страдания. Эти вечные и непреодолимые чувства должны быть главным предметом исследования как для моралиста, так и для зако­нодателя. Принцип пользы подчиняет всё этим двум двига­телям.

 

Иеремия Бентам о принципе пользы

Польза есть понятие отвлеченное. Оно выражает свойство или способность какого-нибудь предмета предохра­нить от какого-нибудь зла или доставить какое-нибудь бла­го. Зло есть боль, страдание или причина страдания. Благо есть удовольствие или причина удовольствия. Все, что соот­ветствует пользе или интересу индивидуума, способно увели­чить общую сумму его благосостояния. Все, что соответству­ет пользе или интересу общества, увеличивает общую сумму благосостояния индивидуумов, из которых оно состоит.

 

Иеремия Бентам о действиях правительства

Всякое правительство подобно врачу; все дело его за­ключается в выборе зла; всякий закон есть зло, потому что всякий закон есть нарушение свободы; но, повторяю, задача правительства заключается только в выборе зла. Как же должен действовать законодатель при этом выборе? Он дол­жен убедиться: 1) в том, что каждый случай, который он старается предупредить, есть действительно зло, при каких бы обстоятельствах он ни произошел; и 2) что это зло более значительно, чем то, которым он хочет воспользоваться для его предупреждения.

 

Иеремия Бентам о морали и законодательстве

Мораль есть вообще искусство направлять действия людей таким образом, чтобы в результате получилось наи­большее возможное количество счастья. Точно таков же должен быть и предмет законодательства. Но хотя эти два искусства или эти две науки имеют одну и ту же цель, они сильно разнятся по объему. Все поступки людей, как общественные, так и частные, подлежат ведению морали. Она — проводник, который указывает пра­вильный путь человеку во всех обстоятельствах его жизни, во всех его отношениях к его ближним. Мораль предписывает каждому человеку делать то, что выгодно для общества, включая сюда и его личную выгоду; но существует множе­ство деяний, выгодных для общества, которых, однако, зако­нодательство не имеет права предписывать людям. Точно так же есть много вредных поступков, которых оно не может запрещать, между тем как мораль это делает. Одним словом, центр законодательства и морали один и тот же, но их окружности не совпадают.

 

Иеремия Бентам о рассуждениях о законе

Что значит правильно рассуждать о законе? Это значит представить все то благо и все то зло, которые должен повлечь за собою закон: чем больше благ, тем больше дово­дов в его пользу; чем больше зол, тем больше доводов против него. При этом не следует забывать, что благо и зло — нечто иное, как удовольствия и страдания.

  

Иеремия Бентам о политическом благе

Истинное политическое благо заключается в той неизме­римой выгоде, которую доставляет людям существование правительства и которая заставляет их поддерживать его. Без правительства нет безопасности, нет собственности, нет про­мышленности. Именно здесь надо искать основу и смысл всех правительств, каковы бы ни были их происхождение и форма.

 

Иеремия Бентам об английском законодательстве

Конституционная часть английского законодательства во многих отношениях заслуживает удивления. Организация законодательных учреждений является почти образцом со­вершенства. Таково было, по крайней мере, мнение многих здравомыслящих и беспристрастных людей, и справедли­вость этою мнения будет тем очевиднее, чем больше мы станем изучать эту конституцию в ее отношении к по­ложению страны и условиям жизни народа, который поль­зуется таким неоцененным преимуществом. Другая часть законодательства, тесно связанная с первой и также за­служивающая большой похвалы по некоторым ее основным началам,— это организация судов, гласность судопроиз­водства, присяжный суд в политических делах, свобода печати, habeas corpus (неприкосновенность личности), право собраний и петиций и некоторые другие законы, охра­няющие общественную и частную свободу. Эта превос­ходная основа законодательства является, без сомнения, наиболее важною частью в нем, но в сравнении со всей массой законов она не составляет и сотой доли. Между тем легко понять, что уважение, которого заслуживает конституционная часть, естественно распространяется и на все остальные путем простого и нетрудного акта вооб­ражения, и особенно благодаря привязанности. Благо слу­жит охраной зла. Людям даже не приходит в голову, что рядом с такими превосходными законами могли удер­жаться и дурные.

 

Иеремия Бентам об идеальном законодательстве

Только тогда можно будет сказать, что законы дове­дены до максимума совершенства и люди — до максимума счастья, поскольку последнее зависит от законов, когда великие преступления будут известны только по законам, которые их запрещают; когда в списке запрещенных деяний более не будет проступков, вред которых только вооб­ражаемый; когда права и обязанности различных классов людей будут так хорошо определены гражданским уложе­нием, что более не будет процессов по существу права; когда судопроизводство будет настолько упрощено, что всякого рода споры и тяжбы можно будет разрешать в кратчайший срок и лишь с самыми необходимыми из­держками; когда здания судебных учреждений будут всегда открыты и редко полны; когда народы, сложив оружие и распустив свои армии на основании договоров, а не вследствие взаимного бессилия, будут платить только самые необременительные налоги; когда торговля будет настолько свободна, что те производства, которые доступ­ны многим, не будут составлять монополии небольшого числа людей.