Science Index

Социальные сети

 

Мишель Фуко МИШЕЛЬ ФУКО

(15.10.1926 – 25.06.1984)

французский философ и политический мыслитель

 

Основные работы

Надзирать и наказывать

Правительственность

(идея государственного интереса и ее генезис)

 

Книги о М. Фуко и его философии

The Cambridge Companion to Foucault

 

 

Мишель Фуко о теле как объ­екте власти 

В классический век произошло открытие тела как объ­екта и мишени власти. Не составляет труда найти призна­ки пристального внимания к телу – телу, которое подвергается манипуляциям, формированию, муштре, которое повинуется, реагирует, становится ловким и набирает си­лу… Послушное тело можно подчинить, использовать, преоб­разовать и усовершенствовать.

…Исторический момент дис­циплин – момент, когда рождается искусство владения человеческим телом, направленное не только на увеличе­ние его ловкости и сноровки, не только на усиление его подчинения, но и на формирование отношения, которое в самом механизме делает тело тем более послушным, чем более полезным оно становится, и наоборот. Тогда фор­мируется политика принуждений – работы над телом, рассчитанного манипулирования его элементами, жеста­ми, поступками. Человеческое тело вступает в механизмы власти, которые тщательно обрабатывают его, разрушают его порядок и собирают заново. Рождается «политическая анатомия», являющаяся одновременно «механикой влас­ти». Она определяет, как можно подчинить себе тела дру­гих, с тем чтобы заставить их не только делать что-то оп­ределенное, но действовать определенным образом, с применением определенных техник, с необходимой быст­ротой и эффективностью. Так дисциплина производит подчиненные и упражняемые тела, «послушные» тела. Дисциплина увеличивает силы тела (с точки зрения эко­номической полезности) и уменьшает те же силы (с точки зрения политического послушания). Короче говоря, она отделяет силы от тела: с одной стороны, превращает его в «способность», «пригодность», которые стремится увели­чить, а с другой – меняет направление энергии, могущест­ва, которое может быть ее результатом, и превращает его в отношение неукоснительного подчинения. Если эконо­мическая эксплуатация разделяет силу и продукт труда, то дисциплинарное принуждение, можно сказать, устанав­ливает в теле принудительную связь между увеличиваю­щейся пригодностью и возрастающим господством.

  

Мишель Фуко о дисциплинарной влас­ти 

В самом начале XVII века Валхаузен говорил о «собствен­но дисциплине» как искусстве «выверенной муштры». Действительно, основная функция дисциплинарной влас­ти – не изъятие и взимание, а «муштра»; точнее говоря, муштра, нацеленная на то, чтобы изымать и взимать боль­ше. Дисциплинарная власть не координирует силы для то­го, чтобы их ограничить, – она стремится объединить их таким образом, чтобы преумножить и использовать. Вме­сто того чтобы насильственно превращать все подчинен­ное ей в однородную массу, она разделяет, анализирует, различает и доводит процессы подразделения до необходимых и достаточных единиц. Она «муштрует» подвиж­ные, расплывчатые, бесполезные массы тел и сил, превра­щая их в множественность индивидуальных элементов – отдельных клеточек, органических автономий, генетиче­ских тождеств и непрерывностей, комбинационных сегментов. Дисциплина «фабрикует» личности, она – специ­фическая техника власти, которая рассматривает индиви­дов и как объекты власти, и как орудия ее отправления. Не торжествующей власти, которая из-за собственной чрез­мерности может гордиться своим всемогуществом, – а ти­хой, подозрительной власти, действующей как рассчитан­ная, но постоянная экономия.

  

Мишель Фуко о власти иерархического надзора 

Власть в иерархизированном надзоре дисциплин – не вещь, которой можно обла­дать, она не передается как свойство; она действует как механизм. И хотя пирамидальная организация действи­тельно предполагает наличие «главы», именно механизм в целом производит «власть» и распределяет индивидов в постоянном и непрерывном поле. Это позволяет дисциплинарной власти быть одновременно чрезвычайно не­скромной, поскольку она повсюду и всегда начеку, по­скольку в силу самого своего принципа она не оставляет ни малейшей теневой зоны и постоянно надзирает за теми самыми индивидами, на которых возложена функция надзора, – и крайне «скромной», поскольку она действует постоянно и главным образом безмолвно. Дисциплина делает возможным функционирование власти через отно­шения, власти, которая поддерживает себя собственными механизмами и заменяет зрелищные публичные ритуалы непрерывной игрой рассчитанных взглядов. Благодаря методам надзора «физика» власти – господство над телом – осуществляется по законам оптики и механики, по правилам игры пространств, линий, экранов, пучков, сте­пеней и не прибегает, по крайней мере в принципе, к чрезмерности, силе или насилию. Это власть, которая ка­жется тем менее «телесной», чем более искусно она орга­низована как «физическая».

 

Мишель Фуко о паноптикуме 

…основная цель паноптикона: привести за­ключенного в состояние сознаваемой и постоянной види­мости, которая обеспечивает автоматическое функциони­рование власти. Устроить таким образом, чтобы надзор был постоянным в своих результатах, даже если он осуще­ствляется с перерывами, чтобы совершенство власти дела­ло необязательным ее действительное отправление и что­бы архитектурный аппарат паноптикона был машиной, создающей и поддерживающей отношение власти незави­симо от человека, который ее отправляет, – короче гово­ря, чтобы заключенные были вовлечены в ситуацию влас­ти, носителями которой они сами же являются. Для до­стижения этого результата постоянного надзора за заклю­ченным одновременно слишком много и слишком мало: слишком мало, поскольку важно лишь то, чтобы заклю­ченный знал, что за ним наблюдают; слишком много – поскольку нет нужды в постоянном надзоре. Поэтому Бентам сформулировал принцип, согласно которому власть должна быть видимой и недоступной для проверки. Видимой: заключенный всегда должен иметь перед глазами длинную тень центральной башни, откуда за ним наблюдают. Недоступной для проверки: заключенный никогда не должен знать, наблюдают ли за ним в данный; конкретный момент, но должен быть уверен, что такое наблюдение всегда возможно. Для того чтобы сделать присутствие или отсутствие надзирателя неустановимым и чтобы заключенные в своих камерах не могли видеть даже его тень или очертания, Бентам предусмотрел не только решетчатые ставни на окнах центрального зала наблюде­ния, но и внутренние перегородки, пересекающие этот зал под прямым углом. Между секторами – не двери, а зигзагообразные перегородки: ведь малейший шум, про­блеск света в дверном проеме могут выдать присутствие охранника. Паноптикон – машина для разбиения пары «видеть – быть видимым»: человек в кольцеобразном зда­нии полностью видим, но сам никогда не видит; из цент­ральной башни надзиратель видит все, но сам невидим. 

Это важный механизм, ведь он автоматизирует власть и лишает ее индивидуальности. Принцип власти заключа­ется не столько в человеке, сколько в определенном, продуманном распределении тел, поверхностей, света и взглядов; в расстановке, внутренние механизмы которой производят отношение, вовлекающее индивидов. Цере­монии, ритуалы, знаки, посредством которых суверен проявлял «избыток власти», теперь бесполезны. Действу­ют механизмы, поддерживающие асимметрию, дисба­ланс, различие. Следовательно, не имеет значения, кто отправляет власть. Любой индивид, выбранный почти на­угад, может запустить машину: в отсутствие начальника – члены его семьи, его друзья, посетители и даже слуги. Точно так же неважно, каков движущий мотив: нескром­ное любопытство, хитрость ребенка, жажда знания фило­софа, желающего осмотреть этот музей человеческой при­роды, или злость тех, кто находит удовольствие в высле­живании и наказании. Чем больше этих анонимных и сменяющихся наблюдателей, тем больше заключенный рискует быть застигнутым врасплох, тем острее становит­ся тревожное сознание поднадзорности. Паноптикон – чудодейственная машина, которая, как бы ее ни исполь­зовали, производит однородные воздействия власти.

 

Документальный фильм о Мишеле Фуко и его философии из серии «Великие философы»