Политические режимы
Арон Р. Демократия и тоталитаризм
Циганков А. П. Современные политические режимы
Типы политических режимов
Арендт Х. Истоки тоталитаризма
Фридрих К., Бжезинский Зб. Тоталитарная диктатура и автократия
Шугарт М., Кэри Дж. Президентские системы
Теории тоталитаризма (сайт)
Жан-Луи Кермонн о политическом режиме
Политический режим это совокупность элементов идеологического, институционального и социологического порядка, способствующих формированию политической власти данной страны на определенный период.
Типология политических режимов по Габриелю Адлмонду
Президентский режим предполагает наличие двух раздельных государственных органов – исполнительного и законодательного, которые самостоятельно избираются и санкционируются народом. Каждая ветвь власти наделена особыми полномочиями в рамках конституции и избирается на определенный срок, причем ни одна из них не может с помощью обычных средств сместить другую.
Парламентский режим обеспечивает взаимозависимость исполнительной и законодательной ветвей власти. При таком устройстве непосредственно избирается только законодательная власть, тогда как кабинет (коллективное руководство исполнительной власти) вырастает из легислатуры. В кабинете председательствует премьер-министр, который возглавляет правительство и отбирает других министров кабинета. Как правило, ни одна из ветвей власти не имеет фиксированного срока полномочий. Кабинет в любой момент может быть смещен посредством вотума недоверия, и в большинстве случаев то же самое относится и к законодательному органу (парламенту).
Смешенный (полупрезидентский) режим совмещает в себе черты обоих «чистых» образцов: например, президент и законодательный орган избираются раздельно (как при президентской системе), но президент наделен властью распускать легислатуру (как при парламентской системе); кабинет назначается президентом (как при президентской системе), но парламент обладает правом смещать его (как при парламентской системе).
Типология политических режимов по Мэтью Шугарту и Джону Кэри
Президентский режим – всенародные выборы главы государства, определяющего состав кабинета и имеющего широкие нормотворческие полномочия.
Президентско-парламентский режим – всенародные выборы главы государства, имеющего широкие нормотворческие полномочия, определяющего состав кабинета с полного или частичного согласия ассамблеи и имеющего право роспуска ассамблеи при ее недоверии кабинету; двойная подотчетность кабинета президенту и парламенту.
Премьер-президентский режим – всенародные выборы главы государства, имеющего широкие нормотворческие полномочия, в то время как кабинет подотчетен ассамблее.
Парламентский режим – глава государства независимо от характера избрания имеет весьма ограниченные полномочия, кабинет подотчетен ассамблее.