Артикуляция интересов
Г. Алмонд, Дж. Пауэлл, К. Стром, Р. Далтон
В каждой политической системе существуют определенные механизмы, посредством которых граждане и социальные группы выражают свои нужды и требования к правительству. Этот процессартикуляции интересов может принимать многообразные формы. Возможно, самая простая из них — обращение индивида с прошением к члену муниципального совета или правительственному чиновнику, а в традиционной системе — к сельскому старосте или племенному вождю. Обязательным компонентом процесса артикуляции являются также коллективные действия различных групп граждан. В более крупных политических системах важнейшим инструментом продвижения политических интересов выступают индивиды, объединенные в формальные группы интересов.
На протяжении последних ста (или около того) лет по ходу усложнения внутренней структуры обществ и расширения масштабов правительственной активности пропорционально возрастали количество и разнообразие форм артикуляции интересов. Граждане объединяют свои усилия для борьбы за реализацию местных и общенациональных нужд, начиная с обеспечения их деревни чистой водой до введения государственных стандартов чистоты воды. Социальные движения вовлекают граждан в обсуждение столь несхожих между собой проблем, как защита прав коренных народов Амазонки и использование ядерной энергии. Штаб-квартиры групп интересов, временами насчитывающие несколько тысяч сотрудников, имеются в Лондоне, Вашингтоне, Токио, Риме и в других столицах. Здания, где они располагаются, иногда не менее внушительны, чем те, в которых находятся ведущие правительственные учреждения. В странах с влиятельными местными правительствами группы интересов действуют также на региональном и местном уровнях.
В этой главе рассматриваются разнообразные способы выражения и представительства политических интересов в политических системах. В ней обсуждаются как прямые и неформальные формы гражданского действия, так и более институционализированные виды артикуляции. Например, в большинстве стран, где такая артикуляция разрешена, для выражения интересов соответствующих социальных групп создаются рабочие союзы, ассоциации предпринимателей, фермеров, врачей, юристов, инженеров, учителей и т.п. Именно опираясь на эти формы артикуляции интересов, подавляющая часть политических систем и определяет в конечном счете, чего жаждут от своего правительства социальные группы и общественность.
Гражданское действие
До того как вступают в игру политические институты и политические процессы, все мы изначально — члены общества. На протяжении всей нашей жизни мы взаимодействуем с семьей и друзьями, выражаем свои интересы и потребности, сотрудничаем с другими индивидами ради достижения наших целей. Эти свойственные людям модели социального взаимодействия переносятся в политику.
В процессе артикуляции интересов граждане могут использовать обширный набор методов, чтобы высказать свои пожелания, требования и мольбы относительно политического курса (табл. 4.1). Наиболее распространенная форма гражданского участия, которая присутствует и во многих авторитарных системах, - голосование на выборах. Выборы обеспечивают основания для выражения общественностью своих интересов, а также для коллективной оценки прежних действий правительства и коллективного решения по поводу будущего политического курса государства. Но хотя через данный механизм отбирается политическая элита, его влияние на политический курс часто бывает смазанным. Одна из причин такого положения вещей заключается в том, что в ходе выборов затрагивается слишком много разнообразных проблемных сфер. Кроме того, в период между выборами должностные лица могут отклониться от пути, обозначенного предпочтениями избирателей.
Иная форма артикуляции интересов возникает тогда, когда люди объединяются с другими членами своего сообщества ради удовлетворения общих социальных или политических нужд (например, родители совместными усилиями пытаются добиться улучшения местных школ или жители того или иного населенного пункта демонстрируют озабоченность уровнем его развития). Эти виды деятельности обычно имеют отчетливо выраженную политическую направленность и оказывают прямое давление на лиц, принимающих решения. Подобные формы групповой активности встречаются как в демократических, так и в авторитарных системах, хотя в последних арсенал доступных методов нередко бывает ограничен теми, которые не предполагают открытого противостояния властям.
Иногда в артикуляцию интересов оказываются вовлечены лишь отдельные индивиды и члены их семей, как это бывает в случаях, когда ветеран обращается в своему конгрессмену с просьбой помочь в получении пенсии или домовладелица требует от районного руководителя местной партии позаботиться о том, чтобы подъезды к ее жилью регулярно очищались от снега. Такого родаличные контакты по поводу интереса существуют в политических системах всех типов, в том числе авторитарных. Однако выражаемые посредством данного механизма интересы, как правило, сводятся к нуждам конкретного индивида либо небольшой группы людей.
Способы выражения интересов и политических требований нередко могут выходить за общепринятые политические рамки и включать в себя акции протеста или другие виды прямых действий. Стихийные митинги возмущенных жителей трущоб, общественные выступления, низвергнувшие коммунистические правительства в странах Восточной Европы, акции защитников окружающей среды из «Гринпис» — все это примеры того, как политический протест может фокусировать политические интересы и влияние. Протест и иные формы прямых действий обычно относятся к числу весьма сильных средств воздействия, которые в состоянии как мобилизовать общественность, так и оказать непосредственное давление на элиты; эти формы активности зачастую тоже бывают крайне насыщенными по своему политическому содержанию.
Суммируя, можно сказать, что перед гражданами открыто множество путей для выражения их политических интересов и каждый из этих путей имеет свои особые характеристики.
Формы участия граждан
Степень участия граждан в политической жизни существенно варьируется в зависимости от формы активности и типа политической системы. В табл. 4.2 приведены примеры различных видов гражданского участия в пяти странах — в США, Великобритании, Германии, Франции и бывшем Советском Союзе. Из таблицы видно, что общепринятые формы политического участия так или иначе связаны с электоральным процессом: явка на выборы, попытки повлиять на голосование других людей, сотрудничество с политическими партиями. Поскольку выборы являются самой распространенной формой вовлечения граждан в политический процесс, они играют важную роль в артикуляции интересов. Во время выборов граждане открыто высказывают свои мнения по поводу текущих проблем через разговоры, посещение митингов, участие в избирательных кампаниях, а то и просто сообщают их лицам, проводящим социологические опросы. Конечным выражением предпочтений индивидов становится их электоральный выбор. Вместе с тем выборы выполняют и множество других функций: агрегации политических интересов (см. главу 5), рекрутирования политических элит и даже воспитания у граждан политических ценностей и предпочтений в процессе электоральной борьбы.
Демократии замечательны тем, что там конкурентные выборы предоставляют всем гражданам важные политические ресурсы. Соединенные Штаты выделяются среди демократий довольно низким уровнем участия в общенациональных выборах: и европейцы (с их давним демократическим опытом), и россияне (которые только-только познакомились с демократическими выборами) участвуют в голосовании чаще американцев. Но, как показывает таблица, низкие уровни явки американцев на выборы отнюдь не свидетельствуют об их апатии. Американцы значительно чаще, чем англичане, пытаются повлиять на электоральный выбор других людей и гораздо более склонны работать на ту или иную партию или кандидата, нежели те же англичане или немцы (обсуждение политической активности в США).
Однако электоральная активность — отнюдь не единственная форма реализации усилий общественности, направленных на выражение политических интересов и влияние на государственный курс. Непосредственным методом артикуляции политических интересов и воздействия на политический курс выступает и политическая деятельность на низовом уровне, т.е. объединение людей для совместного решения общих проблем. Алексис де Токвиль видел в подобных акциях, исходящих из самой гущи общества, основу демократической политики. Сегодня такого рода активность часто отождествляется с характерными для богатых обществ формами участия средних слоев — с различного рода коммунитарными ассоциациями и группами по защите общественных интересов, но групповая активность как форма политического участия возможна в любой стране [I]. Индийские крестьяне, совместными усилиями строящие общественный туалет или проводящие в свою деревню электричество, туземцы, защищающие свои права на землю, — все это тоже примеры коммунитарного действия.
Табл. 4.2 фиксирует также тот факт, что в индустриально развитых демократиях групповая активность стала одной из распространенных форм политического самовыражения. Почти треть американцев, а также заметная доля европейцев объединяются со своими согражданами для решения некой коммунитарной проблемы. Имеются косвенные свидетельства того, что подобные формы активности регулярно используются и в развивающемся мире, хотя и не так часто, как в передовых странах.
Наверное, самой выразительной и зримой формой гражданской активности является участие вакциях протеста, демонстрациях или других видах прямого действия. Есть ли лучшие способы артикуляции своей заинтересованности в предотвращении загрязнения окружающей среды, нежели водружение знамени борьбы за экологию на задымляющую воздух трубу, проведение массовой демонстрации вне стен парламента или бойкотирование тех, кто повинен в отравлении природы? Стимулом к участию в политическом протесте могут выступать два совершенно разных обстоятельства. С одной стороны, к акциям протеста и иным формам прямого действия часто прибегают индивиды, которые лишены (или которым кажется, что они лишены) доступа к легитимным политическим каналам выражения своих интересов. Периодические беспорядки среди жителей трущоб, массовые выступления протеста в Восточной Европе в конце 1980-х годов, акции протеста чернокожего населения Южной Африки против апартеида иллюстрируют тот факт, что протест нередко становится последним средством обездоленных. С другой стороны, мирные формы протеста все чаще используются молодыми и хорошо образованными гражданами западных демократий. Для многих граждан демократических стран акции протеста — это продолжение «нормальной» политики другими средствами.
Значительной части населения большинства рассмотренных в табл. 4.2 стран приходилось подписывать петиции, и эта форма политического действия стала настолько привычной, что уже не может считаться неконвенциональной. Приблизительно от 10 до 15% граждан США и Германии когда-либо принимали участие в дозволенных законом демонстрациях. Протестные акции используются сегодня многими секторами общества [2]. Среди граждан упрочившихся демократий сильнее всего вовлечены в протестную активность французы, свыше четверти которых сообщают, что они так или иначе участвовали в акциях протеста. Эти цифры отражают как присущие Франции традиции общественного протеста, так и тот факт, что ее жителям часто бывает крайне сложно добиться внимания со стороны и правых, и левых правительств большинства. Что же касается граждан Советского Союза, то лишь 4% из них признавались в участии в акциях протеста. Это объясняется тем, что подобного рода действия перестали жестко подавляться правительством лишь за несколько лет до распада страны. Учитывая нынешние обстоятельства, в том числе широкое недовольство народа при высоком уровне образования, отсутствии упорядоченной партийной конкуренции и ослаблении правительственного контроля, можно предположить, что в дальнейшем размах протестной активности в России и других государствах, возникших на развалинах СССР, в частности на Украине и в Белоруссии, будет расти.
Из всего вышесказанного следует, что гражданское участие отражает способы использования гражданами с различными установками участия существующих в рамках данной политической системы возможностей. В странах с активно действующими политическими партиями и конкурентными выборами граждан можно мобилизовать для участия в электоральном процессе; там же, где подобные формы участия ограничены, люди нередко обращаются к таким средствам выражения своих предпочтений, как групповая активность и акции протеста.
Кросс-национальные исследования показывают, что по мере повышения образовательного уровня и социального статуса возрастает и склонность к использованию разнообразных возможностей для участия в политической жизни. У хорошо образованных индивидов с относительно высоким социальным статусом обычно вырабатываются стимулирующие участие установки, такие, как вера в эффективность своих действий и чувство гражданского долга [3]; вместе с тем они обладают личными ресурсами и навыками, которые легко преобразуются в политическую включенность, если того требуют долг или нужда. Опыт и уверенность в своих силах особенно важны, когда речь идет о сложных видах политической активности, например о создании новых групп или о продвижении на пост лидера некой организации. При более простых формах активности, скажем при участии в голосовании или при личных контактах с должностными лицами, эта закономерность выражена слабее. Тенденция к доминированию обеспеченных в различных сферах политического участия сильнее проявляется в обществах, подобных Соединенным Штатам Америки, с рыхлыми партийными организациями и слабыми объединениями рабочего класса (вроде профсоюзов), где нет партий, отчетливо апеллирующих к интересам низших слоев. В странах с более мощными рабочими партиями и профсоюзами могут развиться организационные сети, которые в известной мере уравновесят преимущества преуспевающей категории граждан в плане информированности и осведомленности.
Группы интересов
Более институционализированные формы артикуляции интересов возникают в результате деятельности социальных и политических групп, представляющих интересы своих членов. В отличие от индивидуального гражданского действия, группы интересов обычно имеют прочную организационную базу и нередко располагают штатом профессиональных сотрудников, обеспечивающих группе экспертные знания и представительство. Кроме того, группы интересов часто участвуют в политическом процессе, имея своих представителей в совещательных правительственных органах и давая показания на парламентских слушаниях. Группы интересов различаются по структуре, стилю деятельности, способам финансирования и базе поддержки, и эти различия могут серьезным образом сказываться на политической, экономической и социальной жизни страны.
Неупорядоченные группы
К категориинеупорядоченных (anomic) обычно относятся стихийные группы, которые внезапно образуются, когда значительное число индивидов сходным образом реагирует на фрустрацию, разочарование и другие сильные эмоции. Это весьма неустойчивые образования, которые неожиданно возникают и неожиданно сходят на нет. Когда известия о действиях правительства затрагивают глубинные эмоции или в обществе разносится слух о какой-то новой несправедливости, без всякой предшествующей организации и предварительного планирования находящиеся в состоянии фрустрации индивиды могут вдруг выйти на улицы, дабы выразить свой гнев. Их действия зачастую приводят к насилию (как, впрочем, и протестные действия, отмеченные в табл. 4.2), но такой поворот событий отнюдь не неизбежен. Однако там (и особенно там), где нет организованных групп или такие группы лишены адекватного представительства в политической системе, любая случайность или появление лидера способно раздуть тлеющее недовольство, превратив его в бушующий пожар. Затем может произойти взрыв, и развитие событий примет относительно непредсказуемые и неконтролируемые формы.
По имеющейся информации, в некоторых политических системах, в том числе в политических системах Соединенных Штатов, Франции, Италии, Индии и ряда арабских стран, насильственные действия и спонтанное неупорядоченное поведение имеют весьма широкое распространение [4]. Такого рода практика часто предполагает не столько спланированные и организованные акции протеста институционализированных политических групп, сколько стихийные общественные демонстрации или акты насилия. В других странах подобные нарушения общественного порядка встречаются крайне редко. Традиции и наличие образцов неупорядоченного поведения помогают перевести фрустрацию в действие.
Например, во Франции акции протеста стали частью политической традиции. Так, в конце 1960-х годов французское правительство едва не пало в результате выступлений протеста, которые начались, когда студентам университетов было запрещено принимать в своих комнатах в общежитии лиц противоположного пола. Вскоре к студенческим выступлениям присоединились другие недовольные французы и француженки. Стимулом к общественным волнениям может также послужить чувство гнева, вызванное убийством популярного политического лидера или каким-то другим трагическим событием. В частности, мы обычно сталкиваемся с относительно стихийными общественными демонстрациями, когда одна нация предпринимает какие-то враждебные действия по отношению к другой. «Дикие» забастовки (т.е. стихийные забастовочные действия локальных групп рабочих, в отличие от организованных акций общенациональных союзов), издавна присущие британской профсоюзной среде, часто происходят и в таких континентальных европейских странах, как Франция, Италия и Швеция.
Временаминеупорядоченные группы представляют собой подмножество независимых индивидов, принадлежащих к некой более широкой социальной категории, например к расовой или этнической группе. Так, в 1992 г., после того как были оправданы полицейские, обвинявшиеся в жестоком избиении подозреваемого афроамериканца, в населенных меньшинствами пригородах Лос-Анджелеса произошли волнения и погромы. Аналогичным образом, в 1992 г. начались беспорядки в Тунисе, когда ряд исламских фундаменталистов выступил с протестом против аннулирования правительством результатов недавних выборов. Мы квалифицируем подобные события как акции неупорядоченных групп, поскольку они не были организованы или спланированы, а также потому, что после их окончания участвовавшие в них группы снова распались на отдельных индивидов.
В период с 1988 по 1990 г. по всей Восточной Европе прокатились демонстрации, акции протеста и восстания в поддержку демократии. Долго подавлявшееся недовольство прорвалось наружу, и произошло это довольно спонтанно, когда граждане осознали, что Советский Союз больше не будет помогать репрессивным местным режимам и что у многих восточноевропейских правительств уже нет ни воли к подавлению инакомыслящих, ни необходимых для этого военных ресурсов. Известия о выступлениях в других местах стимулировали акции протеста, давали образцы аналогичных действий, и каждый новый успех усиливал воодушевление.
Вместе с тем следует проводить четкое различие между неупорядоченным политическим поведением и акциями, которые на деле являются результатом тщательного планирования со стороны организованных групп. Например, демонстрации французских и английских фермеров перед штаб-квартирой Европейского союза в Брюсселе, хотя и были во многом обусловлены возмущением и негодованием, имели мало общего со стихийными выступлениями.
Неассоциативные группы
Подобно неупорядоченным группам,неассоциативные группы (nonassociational groups) редко бывают хорошо организованы, и их активность имеет эпизодический характер. Они отличаются от неупорядоченных групп тем, что в их основе лежит общность интересов, связанных с этнической принадлежностью, местом проживания, вероисповеданием, родом занятий, а также, возможно, с кровным родством. Вследствие этих постоянных экономических и культурных связей неассоциативные группы устойчивее неупорядоченных. Некоторые подгруппы внутри крупных неассоциативных групп (например, группы чернокожих или рабочих) могут выступать в качестве неупорядоченной группы, как это произошло, например, во время стихийных беспорядков в Лос-Анджелесе в 1992 г. Во всем мире этничность и религия, равно как и род занятий, являются мощными факторами идентификации и могут служить основанием для коллективной деятельности.
Существуют две особо интересные разновидности неассоциативных групп. К одной из них относятся очень большие группы, лишенные формальной организации, хотя их члены осознают, возможно, смутно, свои общие интересы. Многие этнические, региональные и профессиональные группы попадают в эту категорию. Подобные группы бывает очень сложно организовать. Некоторые их члены нередко одинаково подходят к той или иной проблеме, но при этом среди них может не найтись людей, которые сочтут, что затраты труда и времени, необходимые для организации других членов группы, в достаточной мере окупятся. Кроме того, если некие значимые коллективные блага — например, отмена дискриминационного законодательства или очищение загрязненных водных источников — будут завоеваны, ими будут пользоваться и те, кто не приложил никаких усилий для их достижения, т.е. так называемые «халявщики». Поэтому многие предпочитают ждать, когда желаемое само свалится им в руки, не беря на себя расходов и риска, связанных с активными действиями. Изучение подобного родапроблем коллективного действия крайне полезно для понимания того, почему некоторые груйпы (включая правительства и революционных ниспровергателей) становятся организованными, а другие нет, а также того, каким образом и при каких условиях можно преодолеть препятствия на пути коллективного действия [5].
Ко второму типу принадлежат небольшие деревенские, экономические или этнические подгруппы, члены которых непосредственно знакомы друг с другом. Маленькая, объединенная личным знакомством группа обладает рядом важных преимуществ и может быть весьма эффективной в некоторых политических ситуациях. Если ее члены тесно связаны между собой, а преследуемые ею цели непопулярны либо незаконны, такая группа может счесть целесообразным остаться неформальной или даже не привлекать к себе внимания вообще. В качестве примеров деятельности подобных групп можно привести забастовки и петиции студентов с требованием повысить стипендии и улучшить качество образования, обращения крупных землевладельцев к некоему чиновнику с просьбой сохранить существующие расценки на зерно или апелляцию родственников к государственному сборщику налогов с тем, чтобы тот создал режим наибольшего благоприятствования для семейного бизнеса. Как показывают последние два примера, использование групповых связей и интересов нередко помогает поставить артикуляцию личных интересов на более постоянную основу и повысить ее легитимность.
Институциональные группы
Политические партии, бизнес-корпорации, легислатуры, вооруженные силы, бюрократия и церкви часто оказывают поддержку особым политическим группам или имеют специальных сотрудников, ответственных за представительство интересов группы.Институциональные группы являются формальными образованиями и, помимо артикуляции интересов, выполняют другие политические или общественные функции. В качестве корпоративных органов либо более мелких единиц в их рамках (парламентских объединений, группировок офицеров или духовенства, идеологических клик в бюрократии) подобные группы выражают свои собственные интересы или представляют интересы других существующих в обществе групп. Влияние институциональных групп интересов обычно обусловлено силой их исходной организационной базы — например, членов данного союза или входящих в состав корпорации фирм. Группа, опирающаяся на какой-то правительственный институт, имеет прямой доступ к лицам, определяющим политический курс.
В промышленных демократиях бюрократические и корпоративные группы интересов используют для влияния на политический курс свои громадные ресурсы и находящуюся в их распоряжении особую информацию. В Соединенных Штатах военно-промышленный комплекс включает в себя как персонал Министерства обороны, так и сотрудников оборонных предприятий, которые объединенными усилиями отстаивают высокие военные расходы. В большинстве демократий наиболее активными участниками процесса выработки политического курса предстают политические партии. Что же касается правительственной бюрократии, то во многих обществах ее деятельность отнюдь не сводится к простому реагированию на поступающие извне сигналы: при отсутствии политических директив она нередко выступает в качестве самостоятельного органа представительства интересов.
Неполитические институциональные группы также могут быть включены в политический процесс. В Италии, например, Римская католическая церковь является институциональной группой интересов, оказывающей огромное влияние на итальянскую политику. Основной канал ее вмешательства в политическую жизнь — религиозное образование. В электоральной политике церковь вновь и вновь призывает католиков использовать свои голоса, чтобы забаллотировать социалистов и коммунистов. В 1978 г., предостерегая против включения коммунистической партии в правительственную коалицию, Постоянный совет Итальянской национальной епископской конференции осудил «марксистов и коммунистов». Представители духовенства побуждают должностных лиц высказывать свои мнения по волнующим церковь вопросам, однако этот канал ее влияния публично не афишируется. В мусульманских странах фундаменталистское духовенство играет аналогичную роль, предписывая, каким нравственным нормам должна следовать государственная политика, активно лоббируя правительственных чиновников и временами участвуя в процессе управления.
При авторитарных режимах, которые запрещают или, по меньшей мере, контролируют группы, имеющие отчетливо выраженный политический характер, институциональные группы нередко приобретают громадное значение. Чиновники сферы образования, партийные чиновники, юристы, директора предприятий, офицеры военной службы, а также правительственные органы, представляющие другие социальные единицы, занимают весьма важное место в артикуляции интересов при коммунистических режимах. Хорошо известно, что в доиндустриальных обществах, где обычно бывает относительно мало ассоциативных групп и где таким группам почти не удается мобилизовать сколько-нибудь широкую поддержку, заметная роль принадлежит группировкам военных, корпорациям, партийным фракциям и чиновничеству. Даже там, где военные прямо не захватили власть, возможность подобного исхода часто заставляет правительства уделять самое пристальное внимание пожеланиям и требованиям армии.
Ассоциативные группы
Ассоциативные группы (associational groups) создаются непосредственно для того, чтобы представлять интересы какой-то специфической категории граждан. К их числу относятся профсоюзы, коммерческие палаты и ассоциации промышленников, этнические и религиозные объединения. Особым подвидом ассоциативных групп являются гражданские объединения, добровольные ассоциации и другие группы, призванные представлять интересы в области политического курса или некие политические перспективы. Все эти организации располагают четкими процедурами для формулирования интересов и требований и, как правило, обладают штатом постоянных сотрудников-специалистов. Ассоциативные группы часто проявляют значительную активность в репрезентации интересов своих членов в процессе выработки политического курса. Например, в недавних дискуссиях по проблемам здравоохранения в Соединенных Штатах наблюдалась необычайно высокая мобилизация усилий групп давления и лоббистских организаций (от представителей врачей и медицинских страховых организаций до групп потребителей и т.п.), пытавшихся повлиять на характер законодательства.
Ассоциативные группы интересов (там, где существуют условия для их процветания) влияют на развитие других типов групп. Наличие организационной базы дает им преимущества перед неассоциативными группами, кроме того, их методы и цели часто признаются в обществе легитимными. Например, рабочие союзы нередко оказываются ведущими политическими акторами, поскольку представляют значительную часть рабочего класса; аналогичным образом, бизнес-ассоциации зачастую выражают корпоративные интересы нации. Артикулируя широкий круг групповых интересов, ассоциативные группы способны ограничить влияние неупорядоченных, неассоциативных и институциональных групп.
Другая разновидность ассоциативных групп включает в себя граждан, объединенных не общностью экономических или индивидуальных эгоистических интересов, а политической идеологией или верой в необходимость реализации какой-то политической цели [7]. Примерами такого рода ассоциативных групп являются экологические движения, а также женские и другие гражданские объединения. Все это псевдогруппы в том смысле, что их члены могут редко непосредственно взаимодействовать между собой и не иметь общих социальных характеристик (подобных роду деятельности или этнической принадлежности): их связывает лишь поддержка некой политической организации вроде «Гринпис» или «Международная амнистия». В организационном плане эти новые социальные группы пытаются найти более подвижные и динамичные формы организации с постоянной сменой как лидеров, так и членского состава. В тактическом плане они используют широкий спектр подходов, часто отдавая предпочтение неконвенциональным формам протестной активности и прямому действию перед ведением партийных кампаний и традиционным лоббизмом.
Гражданские ассоциации открывают перед гражданами возможность прямой и четкой артикуляции своих целей в области политического курса через поддержку групп, которые отстаивают предпочитаемые ими подходы. Подобные группы получили значительное развитие в большинстве передовых индустриальных демократий в последние 30 лет, и эта тенденция начинает распространяться на страны третьего мира.
Общественный интерес может проявлять себя через множество различных групп. Проиллюстрируем этот тезис на примере тех групп, которые открыты для представителей рабочего класса:
• Неупорядоченная группа — стихийное объединение индивидов, проживающих по соседству и принадлежащих рабочему классу.
• Неассоциативная группа — рабочий класс как коллектив.
• Институциональная группа — департамент труда в правительстве.
• Ассоциативная группа — рабочий союз.
Гражданское общество
В последние годы все большее внимание уделяется тому, приводит ли обширная сеть всевозможных групп интересов и общественное участие в этих группах к появлениюгражданского общества, т.е. общества, в котором граждане вовлечены в социальные и политические взаимодействия, свободные от контроля или регулирования со стороны государства, — такие, как коммуны, добровольные ассоциации или даже религиозные объединения [8]. Участие в ассоциативных и институциональных группах прививает гражданам такие политические навыки и такие формы отношений сотрудничества, которые необходимы для хорошо функционирующего общества. Люди учатся приемам организации, выражения своих интересов, сотрудничества с другими людьми ради достижения общих целей. Они также усваивают тот важный урок, что политический процесс не менее значим, чем непосредственные результаты. Поэтому система энергично действующих ассоциативных групп способна ослабить развитие неупорядоченных или неассоциативных интересов. Участие в деятельности группы может открыть путь в политику гражданам, обладающим незначительными личными ресурсами. Групповая активность помогает гражданам выработать и прояснить собственные предпочтения, она дает им важную информацию о политических событиях и обеспечивает более четкую и адекватную артикуляцию их интересов, нежели партии и выборы [9]. Иными словами, активная включенность общественности в разнообразные группы интересов подготавливает благодатную почву для развития демократической политики.
По мере роста взаимозависимости политических и экономических условий различных стран повышается и внимание к развитию всемирного гражданского общества, которое бы отражало новые процессы в экономике и политической жизни. Отдельные граждане и группы из одной страны контактируют с озабоченйыми теми же проблемами гражданами и группами из других стран, что усиливает эффективность их индивидуальных действий. Так, экологические организации развитых демократий помогают соответствующим организациям развивающихся наций экспертными знаниями и организационными ресурсами, необходимыми для решения встающих перед их странами проблем. Национальные группы встречаются на международных конференциях и форумах, посвященных вопросам политического курса, и сеть общественных связей распространяется поверх государственных границ. В этом — дополнительное свидетельство повсеместного роста значения международного контекста внутренней политики.
Одна из проблем, с которой сталкиваются страны Восточной Европы и другие нации, лишь недавно вступившие на путь демократизации, заключается в том, что им нужно создать систему ассоциативных групп с богатой и разнообразной жизнью в обществах, где в течение долгого времени организованные группы подавлялись или контролировались. Эти страны более 40 лет находились под господством коммунистических партий и государственной бюрократии, и правительство регулировало ассоциативные формы активности, направляя их в отвечающее его собственным целям русло. Процесс построения новых, независимых ассоциативных групп, призванных артикулировать особые интересы различных категорий граждан, уже идет и будет играть важную роль в демократических преобразованиях. Аналогичным образом, многие экономически недостаточно развитые нации испытывают острую потребность в формировании гражданского общества ассоциативных групп, чтобы вовлечь граждан в политический процесс и обеспечить артикуляцию их интересов. Только в этом случае демократизация таких стран имеет шансы на успех.
Системы групп интересов
Сравнительные политические исследования привлекли внимание к наличию систематических связей между группами интересов и правительственными институтами, вырабатывающими политический курс. Расхождения в характере этих связей позволяют говорить о том, что в современных обществах существуют различные системы групп интересов. Во всех современных обществах имеется множество групп интересов, однако модели взаимоотношений между ними и правительственными институтами далеко не одинаковы. Можно выделить три основных типа систем групп интересов: (1) плюралистический, (2) демократический корпоративистский и (3) управляемый [10].
Плюралистической системе групп интересов присущ ряд особенностей, которые касаются как формы организации интересов, так и способов группового участия в политическом процессе:
• Разнообразные группы могут представлять единый социетальный интерес.
• Членство в группах является добровольным и ограниченным.
• Группы часто имеют свободную или децентрализованную организационную структуру.
• Группы интересов и правительство четко отделены друг от друга.
В рамках подобной системы не только имеются отдельные группы интересов для особых секторов общества, скажем, профсоюзы, бизнес-ассоциации и профессиональные группы, но каждый из таких секторов может быть представлен множеством групп — профсоюзов, бизнес-ассоциаций и т.д. Эти группы конкурируют между собой в борьбе за членов и влияние, и все одновременно пытаются навязать свои требования лицам, определяющим политический курс, и бюрократии. Самым известным образцом глубоко плюралистической системы групп интересов являются Соединенные Штаты; в качестве других примеров обычно приводят Канаду и Новую Зеландию. Несмотря на более широкое членство в профсоюзах и несколько большую координацию действий бизнес-ассоциаций, значительная часть исследователей склонна относить к данной категории и Великобританию, а также Францию и Японию.
Длядемократических корпоративистских систем групп интересов характерно гораздо более организованное представительство интересов:
• Каждый социетальный интерес обычно представлен единой головной ассоциацией.
• Членство в такой ассоциации часто является обязательным и почти всеобщим.
• Головные ассоциации имеют централизованную структуру и направляют действия своих членов.
• Во многих случаях группы интересов систематически участвуют в выработке и осуществлении политического курса.
Так, если в плюралистической системе может существовать широкий спектр независимых друг от друга групп, отражающих интересы бизнеса, то в корпоративистской системе действует единая головная ассоциация, представляющая все наиболее значимые деловые и промышленные интересы. Не менее важен и тот факт, что в корпоративистской системе группы интересов нередко регулярно и легитимно сотрудничают с правительственными учреждениями и/или политическими партиями, выступая в качестве их партнеров при обсуждении путей разрешения спорных проблем политического курса. Лучше всего изучены демократические корпоративистские механизмы в сфере экономики. Страны, где имеются крупные, объединенные головные ассоциации бизнеса и труда, ведущие переговоры друг с другом, а также с правительством, зачастую добиваются больших успехов в поддержании занятости, сдерживании инфляции и увеличении расходов на социальные нужды, нежели плюралистические нации [II]. Наиболее сформировавшиеся корпоративистские системы групп интересов сложились в Австрии, Нидерландах, Норвегии и Швеции. Сильные демократические корпоративистские тенденции прослеживаются также в Германии и Дании. По корпоративистскому пути идут и некоторые развивающиеся страны.
Поскольку организованные группы интересов, представляющие различные сектора общества, равно как и характер их взаимоотношений с правительством, могут существенным образом варьироваться, следует с большой осторожностью относиться к слишком широким обобщениям относительно специфики соответствующих систем. Тем не менее рис. 4.1 обнаруживает разительные расхождения в организации рабочего движения в отдельных индустриально развитых странах. Расположение стран вдоль горизонтальной оси определяется долей рабочей силы, объединенной в профсоюзы. Вертикальная ось отражает уровень организационного единства внутри рабочего движения. В Швеции, например, юнионизировано около 90% рабочей силы, занятой вне сферы сельского хозяйства, рабочее движение сильно централизовано и проявляет единство по большинству проблем, затрагивающих рабочий класс.
В Великобритании юнионизировано менее половины рабочей силы, а согласованность действий английских профсоюзов ниже, чем в кор-поративистских странах. Союзы, входящие в Британский конгресс тред-юнионов, имеют мощные традиции автономного существования и сами относительно децентрализованы. Кроме того, за последние два десятилетия влияние рабочих союзов на лиц, определяющих правительственный курс, ослабло. В 1980-е годы правительство Тэтчер отказалось от прямых переговоров с рабочим классом и, соответственно, от корпоративизма, а в 1990-е годы от рабочих союзов дистанцирова-лась даже Лейбористская партия. В Германии степень юнионизации труда примерно такая же, как в Великобритании, однако немецкие профсоюзы действуют довольно слаженно и участвуют в переговорах с представителями деловых кругов и правительства относительно государственной политики в области заработной платы. Соединенные Штаты являют собой полную противоположность Швеции: там юни-онизировано лишь около шестой части рабочей силы, и союзы сохраняют значительную долю независимости.
Рис. 4.1 показывает также, что в Японии и во Франции профсоюзное членство относительно невелико: соотношение юнионизирован-ных и неюнионизированных рабочих составляет там 1 к 4 или ниже, причем само профсоюзное движение довольно фрагментировано и децентрализовано. Обе эти страны почти не имеют традиций «социального партнерства» между правительством, профсоюзами и объединениями предпринимателей. По крайней мере в сфере рабочей политики в них действуют высокоплюралис^йчные, некорпоративистские системы групп интересов. Вместе с тем соглашения корпоративного -кого типа между отдельными отраслями промышленности, профессиональными объединениями и правительственной бюрократией (без участия организованного труда) встречаются и в Японии.
В ряде демократических стран, в частности во Франции и в Италии, некоторые группы интересов, например профсоюзы и крестьянские ассоциации, контролируются коммунистической партией или Римской католической церковью. Обычно эти группы интересов мобилизуют поддержку тем политическим партиям или социальным институтам, под чьим влиянием они находятся. Подобное отсутствие самостоятельности имеет серьезные последствия для политической жизни. Отрицание права групп интересов на независимое самовыражение способно привести к вспышкам насилия, а пренебрежение их интересами может понизить адаптируемость политического процесса. Однако такого рода ограничительные структуры, похоже, начинают рушиться, особенно по мере реорганизации и ослабления бывших коммунистических партий.
Наконец, совершенно иная модель организации групп интересов присущауправляемым системам:
• Каждый сектор общества представлен одной группой.
• Членство в таких группах часто является принудительным.
• Каждая группа обычно имеет иерархическую структуру.
• Группы контролируются правительством или его органами в целях мобилизации поддержки политическому курсу правительства.
Определяющей для систем такого типа является последняя характеристика: группы существуют для того, чтобы облегчать контроль правительства над обществом. Наиболее показательны в этом отношении традиционные коммунистические системы, где доминирующие партийные организации пронизывают собой все уровни общества и плотно контролируют все разрешенные ассоциативные группы. Например, профсоюзы и молодежные организации полностью подчинены коммунистической партии, и им лишь крайне редко дозволяется артикулировать интересы своих членов. Подобный контроль долгое время осуществлялся в Советском Союзе и странах Восточной Европы и по сей день сохраняется в Китае, Северной Корее, Вьетнаме и на Кубе. Развитие высококонтролируемых групп интересов поощряется и политическими системами ряда некоммунистических наций, таких, как Бразилия и Мексика. В этих странах возможности артикуляции интересов открыты лишь для лидеров институциональных групп, которые могут использовать свое положение в политических институтах для выражения соответствующих групповых требований. Как уже отмечалось, в подобных обществах возникает множество институциональных групп интересов, особенно в рядах самой партии и среди бюрократии (в частности, среди военных), а также неформальных неассоциативных групп.
Доступ к влиятельным фигурам
Для того чтобы эффективно действовать, группы интересов должны быть способны доводить свои требования до лиц, играющих ключевую роль в выработке политического курса, черезканалы политического доступа. Группы могут выражать интересы своих членов и тем не менее не оказывать никакого влияния на тех, кто определяет политический курс. Политические системы различаются по способам реагирования на политические интересы. Неодинакова и тактика, к которой прибегают группы интересов, чтобы получить доступ к держателям ресурсов.Ее формы частично определяются теми возможностями, которые предоставляет существующая структура выработки политического курса, а частично — ценностями и предпочтениями самих групп интересов.
Представляется целесообразным провести различия между легитимными и конституционными каналами политического доступа (такими, как средства массовой информации, партии и законодательные органы), с одной стороны, и нелегитимными, каналами принуждения — с другой. Эти каналы соответствуют двум основным типам политических ресурсов, которые могут применяться для влияния на элиты. Ресурсы первого типа определяются легитимными структурами правительства, которые устанавливают, какие именно ресурсы должны использоваться при выработке политического курса. В демократической политической системе эта роль часто отводится голосам в общенациональном законодательном органе. Различные группы могут пытаться контролировать голоса законодателей, воздействуя на победившие на выборах партии или на их избирателей, прибегая к механизмам торга, убеждения или обещая поддержку инкумбентам. Вместе с тем вторым типом политических ресурсов остается прямое насилие, силовой канал влияния для индивидов и групп, которые чувствуют себя не в состоянии добиться чего-либо иным образом.
В ситуации, когда наличествует лишь единственный значительный канал политического доступа, как это бывает в политических системах, где доминирует одна партия, доступ к лицам, определяющим политический курс, оказывается затруднен для всех групп. Требования, передаваемые по этому каналу, нередко искажаются по мере своего продвижения к тем, кто играет ключевую роль в принятии решений. Тем самым руководство лишается возможности получать достоверную информацию о нуждах и требованиях ведущих групп. В конце концов подобное искаженное восприятие легко может привести к просчетам руководства и к волнениям среди недовольных групп, которые, в свою очередь, могут обратиться к насилию. Поэтому система с многообразными каналами доступа обычно более эффективно реагирует на социетальные интересы.
Легитимные каналы доступа
Во всех обществах важным средством доведения своих пожеланий до политических элит выступают личные знакомства — использование семейных, школьных, соседских и иных социальных связей. Прекрасным примером здесь может служить информационная сеть, объединяющая английскую элиту и основанная на старых школьных узах, сложившихся в Итоне, Хэрроу и других закрытых частных школах либо в колледжах Оксфордского или Кембриджского университетов. Аналогичным образом, в Японии многие выпускники Школы права Токийского университета занимают ведущие позиции среди политической и бюрократической элиты и благодаря этим личным связям в состоянии действовать сообща.
Хотя личные знакомства обычно используются неассоциативными группами, представляющими семейные или региональные интересы, к ним могут прибегать и другие группы. Непосредственный контакт — одно из наиболее эффективных средств формирования позиций и передачи сообщений. Требования, переданные другом или соседом, обладают значительно большим весом, нежели те, о которых говорится в письме незнакомого человека. В современных странах персональные знакомства обычно особо бережно культивируются. В Вашингтоне профессия советника по вопросам доступа к политическим деятелям, обслуживающего группы интересов и отдельных индивидов, становится все более прибыльной (и все активнее регулируется правительством). Подобной деятельностью часто занимаются бывшие государственные чиновники, которые используют личные связи в правительстве в интересах своих клиентов-лоббистов.
В демократических обществах другим важным каналом доступа являются средства массовой информации — телевидение, радио, газеты и журналы. Многие группы интересов всячески стараются найти высококвалифицированных специалистов в области «пиара» и приобрести место для прямой рекламы, стараясь следить за тем, чтобы их интересы находили благожелательное освещение в СМИ. Группы интересов, например организации пенсионеров, поощряют появление в масс-медиа репортажей об их нуждах, равно как и материалов, отражающих их позицию по конкретным вопросам политического курса. Когда тот или иной вопрос привлекает к себе внимание общенациональных СМИ, обращение к лицам, определяющим политический курс, приобретает дополнительный вес, поскольку те знают, что миллионы избирателей стали более чувствительны к данной проблеме. Более того, группы убеждены, что в открытом обществе «объективные» новостные репортажи вызовут больше доверия, нежели спонсируемые сообщения. Вместе с тем путаница, порождаемая огромным числом «посланий» и отсутствием у них конкретного «адресата», может снизить эффективность средств массовой информации для многих второстепенных групп.
Средства массовой информации в состоянии также мобилизовать поддержку предпринимаемым группой интересов действиям, способствуя увеличению числа людей, готовых участвовать в ее работе и помогать ей финансово, и стимулируя выдвижение аналогичных требований симпатизирующими ей гражданами. Ослабление правительственного контроля над масс-медиа в коммунистических странах Восточной Европы и бывшем Советском Союзе стало громадным подспорьем для демократических движений. Хорошо известна история о том, какЛех Валенса, когда его спросили, что было причиной демократической революции в Польше, показал на телевизор и произнес:
«Он». Информация СМИ о провалах политического курса коммунистических правительств и рассказы о западном образе жизни подорвали легитимность действующих режимов. Когда в 1989 и 1990 гг. демократический протест распространялся по Восточной Европе, репортажи об удачных выступлениях в других частях страны или в других странах повсеместно усиливали веру демонстрантов в успех. Эти многочисленные стихийные, равно как и согласованные, акции, воодушевляемые сообщениями СМИ, помогли убедить правящие группы в том, что они утратили всякую поддержку.
Еще одним важным легитимным каналом доступа оказываются политические партии. Демократические политические партии часто опираются на группы интересов в плане политической и электоральной поддержки и выступают институциональными представителями этих групп в правительстве. В странах, подобных Великобритании, разнообразные компоненты партийной организации, особенно парламентские комитеты, являются значимыми каналами передачи требований кабинету и правящей партии. В других случаях могут присутствовать факторы, ограничивающие роль партий как органов репрезентации интересов. Например, крайне идеологические партии с иерархической структурой, такие, как большинство коммунистических партий, склонны скорее контролировать входящие в них группы интересов, нежели передавать их требования. Децентрализованные партийные организации (вроде тех, которые существуют в Соединенных Штатах) вне зависимости от того, задействованы ли они в законодательном процессе или нет, нередко бывают менее полезными с точки зрения обеспечения доступа, чем отдельные парламентарии.
Законодательные органы традиционно представляют собой ту мишень, на которую нацелена активность групп интересов. Стандартная лоббистская тактика включает в себя свидетельства перед парламентскими комитетами, предоставление информации отдельным правоведам, а также аналогичные формы деятельности. В Соединенных Штатах комитеты политического действия собирают взносы в избирательные фонды отдельных конгрессменов и обычно могут рассчитывать на определенное политическое внимание с их стороны. В Великобритании и Франции жесткая партийная дисциплина в легислатуре и ее комитетах снижает значимость парламентских комитетов и отдельных членов парламента как каналов доступа для групп интересов. В свою очередь в Германии и многих других европейских демократиях наличие влиятельных комитетов и/или разделение власти между множеством партий вдохновляют группы интересов на использование их в качестве каналов доступа. Слабая партийная дисциплина в сочетании с весомой ролью децентрализованных комитетов в законодательном процессе превращает Конгресс США в главный объект внимания со стороны групп интересов.
В большинстве политических систем основным каналом доступа является правительственная бюрократия. Контакты с бюрократическими учреждениями могут оказаться особенно важными в тех случаях, когда бюрократии делегирована власть по выработке политического курса или когда речь идет об узких интересах, непосредственно затрагивающих небольшое число граждан. Симпатизирующий группе чиновник может попытаться ответить на ее запросы, не выходя за рамки бюрократических каналов, за счет использования своих административных полномочий. Правительственный чиновник способен также помочь поставить вопрос на обсуждение или подать его таким образом, чтобы он вызвал благожелательную реакцию со стороны лиц, определяющих политический курс. Так, исследование каналов доступа, использовавшихся группами интересов в Бирмингеме (Великобритания), выявило следующую закономерность. Когда речь шла о широких проблемах, затрагивавших интересы классовых или этнических групп либо объединений потребителей, группы обычно действовали через политические партии. Если же проблема имела более узкий характер, не была связана с серьезным политическим конфликтом и касалась лишь немногих других групп, они, как правило, обращались в соответствующий административный орган [12].
В одних политических системах демонстрации протеста, забастовки и иные формы ненасильственного, но резкого и прямого давления на правительство воспринимаются властями в качестве легитимной тактики, тогда как в других данные действия считаются нелегитимными. Демонстрации могут быть либо стихийной акцией неупорядоченной группы, либо продуманным использованием неконвенциональных каналов группой организованной. В демократических обществах демонстрации нацелены на мобилизацию общественной, а в конечном счете — электоральной поддержки тому делу, за которое выступает группа. Примерами такого рода активности могут служить демонстрации в защиту прав гомосексуалистов и демонстрации экологов в США, равно как и непрерывные митинги против абортов и в защиту права выбора, организуемые на аллее Мол в Вашингтоне. В недемократических обществах подобные выступления связаны с гораздо большим риском и, похоже, отражают более глубокую неудовлетворенность альтернативными каналами доступа.
Демонстрации протеста обычно описываются как тактика слабых элементов общества, к которой обращаются те, кто не имеет доступа к лицам, определяющим политический курс, либо ресурсов, чтобы повлиять на них через традиционные каналы. Будучи оружием слабых, протестная активность особенно привлекательна для молодежи и меньшинств, не входящих в состав элиты. Кроме того, акции протеста — излюбленная тактика групп, чьи идеологические установки ориентированы на подрыв существующего общественного и политического порядка [13]. Однако начиная с 1970-х годов демонстрации протеста стали все чаще использоваться организованными и признанными группами интересов, которым кажется, что связанные дисциплиной партии и бюрократические учреждения глухи к их жалобам. Акции протеста могут дополнить другие каналы, прежде всего за счет привлечения внимания средств массовой информации, что особенно важно в наш век, когда телевизор вошел в каждый дом. В результате мы видим, как парижские врачи, шведские государственные служащие и немецкие «седые барсы» (старики) применяют тактику, к которой раньше прибегали лишь бедняки и меньшинства.
Силовые каналы доступа и тактика насилия
По мнению большинства ученых, акты коллективного насилия непосредственно обусловлены характером общества и существующими там обстоятельствами. В ходе изучения гражданских конфликтов Тед Роберт Гарр выдвинул концепцию относительной депривации для объяснения фрустрации или недовольства, толкающих людей на агрессивные действия. Исследователь определил относительную депривацию как «расхождение между ожиданиями людей относительно благ и условий жизни, на которые они имеют право, с одной стороны, и их оценкой своих потенциальных возможностей, т.е. степени, в которой они считают себя способными добиться этих благ и условий, — с другой» [14]. Ощущение относительной депривации ведет к фрустрации и гневу; агрессивные акции насилия высвобождают эти настроения.
Чувство относительной депривации является источником фрустрации, недовольства и гнева. Чем сильнее недовольство и гнев, тем выше шансы на вспышку коллективного насилия. Вместе с тем важную роль здесь играют и другие факторы. Люди обычно прибегают к насилию, когда полагают его оправданным и верят, что оно приведет к успеху. Если они считают свое правительство нелегитимным, а причину своего недовольства — правомерной, вероятность их обращения к насилию в ситуации, когда отсутствуют иные средства добиться изменений, возрастает. Поэтому задача правительства и его институтов — обеспечить мирные способы осуществления преобразований, которые бы служили альтернативой насилию.
Этот общий анализ насилия не должен помешать нам видеть различия между типами насильственных политических акций. Например, бунт предполагает стихийное выражение группой граждан коллективного гнева и недовольства. Хотя бунты долгое время осуждались как непредсказуемые и иррациональные действия отбросов общества, современные исследования показали, что их участники весьма сильно расходятся по своей мотивации, поведению и социальному происхождению [15]. Действительно, большинство бунтов, по-видимому развиваются по четко очерченной схеме, включая в себя разрушение и насилие, направленное на какие-то конкретные сферы или объекты. Основной причиной бунтов, похоже, является относительная депривация, однако высвобождение фрустраций не столь бессмысленно как это часто думают.
Так, хотя беспорядки 1992 г. в Лос-Анджелесе начались спустя несколько часов после оправдания полицейских, зверски избивших Роднея Кинга, все их участники были убеждены, что исход судебного процесса — лишь непосредственный Повод, «искра», которая подожгла уже готовые к взрыву ингредиенты. Погромы имущества корейских торговцев во время беспорядков отражали глубоко укоренившееся чувство этнической вражды, никак не связанное с Роднеем Кингом. Среди участников бунта были и такие, кто оправдывал грабежи, ссылаясь на многочисленные кражи сбережений и кредитов и под-* польную торговлю, которой занимались корейцы в предшествующие несколько лет. Однако гораздо больше было тех, кто просто чувствовал, что общество ушло вперед, оставив их в нищете и упадке, т.е. налицо были четкие проявления относительной депривации. Непосредственные результаты событий привели к дальнейшему ухудшению ситуации: свыше 50 человек, преимущественно афроамериканцев, погибли, огромное число торговых предприятий было разгромлено, что привело к потере 14 тыс. рабочих мест, тысячи людей остались без магазинов, где могли бы покупать необходимые товары. Но хотя многое в этом побоище, казалось бы, имело слабое отношение к эффективному политическому действию, это была жгучая мольба о внимании; и появившийся тогда лозунг «Никакого мира без справедливости» носил отчетливо политический характер.
Но если депривация способна стимулировать взрыв недовольства, то забастовки и пикеты (например, недавние пикеты американских противников абортов с целью заблокировать входы в клиники, где делают такие операции, и контрмеры, предпринимавшиеся приверженцами права на искусственное прерывание беременности) обычно проводятся хорошо организованными ассоциативными или институциональными группами. Многие бурные демонстрации называют «бунтами», но это неверно. Энн Уилнер, например, отмечает, что ожесточенные акции протеста в Индонезии в период правления Сукарно по большей части были тщательно подготовлены. Они «разжигались, провоцировались и планировались одним или несколькими представителями политической элиты» с тем, чтобы проверить собственную силу, получить поддержку колеблющихся, отвратить других от присоединения к оппозиции и бросить вызов вышестоящим властям [16].
Исторически всеобщая забастовка использовалась профсоюзами, чтобы принудить правительство или предпринимателей к уступкам по каким-то фундаментальным вопросам. Однако влияние забастовок и пикетов может варьироваться в зависимости от степени легитимности правительства и уровня силового давления со стороны других групп. Массовая забастовка водителей грузовиков помогла свергнуть чилийское правительство в 1972 и 1973 гг., однако инициированные студентами бойкоты в Корее в 1980-х годах оказали довольно слабое воздействие на власти страны. Наиболее» впечатляющими акциями такого рода были забастовки, пикеты и демонстрации в Восточной Европе в 1989 и 1990 гг., которые, подобно народному движению, которое до этого имело место на Филиппинах, добились огромного успеха в борьбе против утративших свою легитимность правительств.
Наконец, в некоторых обществах для артикуляции интересов используетсятактика политического террора, включая умышленные убийства политических деятелей, вооруженные нападения на другие группы или правительственных чиновников и кровопролитие. Обращение к террору обычно отражает стремление каких-то групп к смене правил политической игры. Трагические события в Северной Ирландии похищения людей, закладывание добровольцами-смертниками взрывных устройств, нападения и другие акции ближневосточных групп, желающих драматизировать ситуацию вокруг палестинцев, серия убийств политических деятелей, осуществленных партизанами Сендеро Луминозо (Сияющий путь) в Перу начиная с середины 1980-х годов, — все это примеры применения такого рода методов.
Тактика политического террора редко бывает успешной, если террористические группы не опираются на широкомасштабную поддержку со стороны общественности или международного спонсора. Массированное применение крайних форм насилия может разрушить демократический режим и привести к урезанию гражданских прав или даже к военной интервенции, когда многим простым гражданам и лидерам начинает казаться, что любая альтернатива предпочтительнее продолжения насилия. Именно поэтому президент Фудзимори и военное руководство Перу оправдывали приостановление деятельности демократических институтов необходимостью борьбы против Сендеро Луминозо и кокаиновых баронов. Авторитарные, репрессивные меры часто сулят быстрые результаты в войне против терроризма, вместе с тем терроризм небольших групп обычно терпит провал, когда ему противостоит единое демократическое руководство [17]. В демократическом обществе насилие по большей части не встречает того сочувствия, которое необходимо, чтобы добиться благожелательного внимания к отстаиваемому группой делу.
Артикуляция интересов с точки зрения политического курса
Как отмечалось в главе 2, выполняющие политические функции структуры следует оценивать с точки зрения как процесса, так и политического курса. Чтобы понять, как формируются политические курсы, необходимо знать, какие группы артикулируют интересы и какие предпочтения в области политического курса эти группы выражают. Многие ассоциативные группы интересов специализируются в конкретных областях политического курса. Гораздо сложнее распознать, чем озабочены группы интересов другого типа, например неупорядоченные или институциональные группы, но волнующие их проблемы не менее важны для процесса определения политического курса.
В табл. 4.3 приведены примеры артикуляции интересов различными типами групп в различных областях политического курса, т.е. в сферах, касающихся внутриполитических мер по извлечению ресурсов, распределению и регулированию, а также и международной политики. В подтабличных сносках отмечено, когда были использованы силовые или нелегитимные каналы. Тщательное изучение каждого из приведенных в таблице случаев позволяет составить более четкое представление о каналах доступа, например об элитарном представительстве афроамериканских конгрессменов в США, об использовании партийных каналов итальянской католической церковью и о применении террора палестинцами на западном берегу Иордана. В таблице даны примеры из многих стран, с тем чтобы обозначить разнообразные возможности, а также привести достаточно очевидные случаи для каждой категории. Если бы мы занимались исследованием моделей артикуляции интересов в одной стране, мы бы, конечно, попытались построить таблицу, показывающую структуры, политические курсы и каналы, задействованные в какой-то конкретный период времени.
Развитие групп интересов
Одним из последствий модернизации стало широкое распространение представлений о том, что люди сами могут изменить условия своей жизни. Модернизация, как правило, предполагает повышение образования, урбанизацию, быстрое расширение общественной коммуникации, а в большинстве случаев — и улучшение материальных условий жизни. Эти изменения тесно связаны с усилением политической осведомленности и политического участия, а также с ростом чувства политической компетентности. Подобные установки участия стимулируют появление более разнообразных и граждански ориентированных форм артикуляции интересов.
Одновременно с возникновением установок участия в политической культуре модернизирующихся стран происходит все большая специализация труда, поскольку люди начинают заниматься неизвестными ранее типами деятельности, и этот процесс ведет к формированию огромного множества особых интересов. Взаимозависимость современной жизни, воздействие массовых коммуникаций и широкомасштабная роль правительств еще больше умножают число политических интересов. В результате сложных процессов эти интересы и установки организуются в ассоциационные группы интересов. Преграды на пути согласования и сотрудничества преодолеваются самыми разнообразными способами. То, какими станут нарождающиеся системы групп интересов — плюралистическими или корпоративистскими, автономными или управляемыми, будут ли в них доминировать наиболее обеспеченные слои населения или же мобилизация окажется более равномерной, определяется историей развития групп интересов в период модернизации.
Для успешного демократического развития необходимо, чтобы сложилась комплексная система групп интересов, выражающая нужды существующих в обществе групп и индивидов. Однако этот процесс протекает отнюдь не автоматически. Набор проблем, связанных с организацией больших групп для коллективного действия, крайне широк. Общества значительно различаются по степени вовлеченности людей в ассоциативную деятельность. Одним из факторов, объясняющих меру их участия в ней, является уровень доверия между членами общества. Роберт Патнэм и его коллеги обнаружили свидетельства того, что истоки взаимодоверия итальянцев и их активной ассоциативной жизни кроются в политической культуре и такие взаимодоверие и активность во многом обусловливают политический успех региональных правительств в стране [18]. Рональд Инглхарт выявил аналогичную преемственность в уровнях социального доверия и в других нациях [19]. Поэтому модернизация может ослабить традиционные структуры в одних обществах, но вследствие противодействия социальных установок оказаться не в силах стимулировать развитие эффективных ассоциативных групп в других. В результате способность нации к достижению как стабильности, так и демократии будет подорвана.
В ряде случаев, как уже говорилось, авторитарные партии и бюрократии контролируют и пронизывают собой ассоциативные группы, закупоривая каналы политического доступа. Пример ситуации, когда на протяжении 40 или более лет авторитарное господство подавляло автономные группы интересов, дает Восточная Европа. С одной стороны, процесс экономической модернизации оказывает огромное давление на авторитарные системы, вынуждая их разрешать более открытую организацию и более свободное выражение политических интересов. С другой — переход этих обществ к большей открытости влечет за собой расширение активности в сфере артикуляции интересов и порождает потребность в ассоциативных группах, которые бы обеспечили постоянное и организованное выражение запросов граждан. Ассоциативные группы нужны также, чтобы уравновесить требования институциональных групп в среде гражданской и военной бюрократии.
Однако происходящее в последние годы развитие организованных групп интересов в Восточной Европе ни в коей мере не означает, что теперь все имеющиеся в этих странах группы оказались в равном положении. Опыт, в частности Соединенных Штатов, показывает, что артикуляция интересов часто смещена в сторону запросов наиболее обеспеченных слоев общества, которые нередко и лучше организованы [20]. Многие отмечают, что Группа молодых налогоплательщиков не способна уравновесить столь эффективную группу, как Американская ассоциация пенсионеров, и что традиционное соперничество между рабочими и управленцами ведет к недопредставленности интересов потребителей.
Мы можем проверить справедливость данного тезиса на более широком материале, оценив системы с точки зрения степени их включенности, т.е. посмотрев, какая доля населения и в какой мере представлена там в общенациональной политической жизни. Южная Африка времен апартеида давала крайний пример системы, где большинство населения полностью лишено возможности формировать ассоциативные группы. В странах третьего мира интересы сельского населения крайне редко участвуют в конкуренции интересов на уровне столиц; иногда крестьянские организации жестоко подавляются, тогда как группы, выражающие интересы городских средних и высших слоев, имеют возможность обращаться к властям. Вряд ли можно счесть простым совпадением тот факт, что наиболее серьезные смещения в групповой включенности в политику, похоже, наблюдаются там, где шире всего разрыв в уровнях доходов и образования. Кроме того, правомерно предположить, что, будучи доведены до крайности, вытесненные из политического процесса граждане обратятся к неупорядоченным формам активности или прибегнут к насилию, тем более что данный вывод подкрепляется статистическими исследованиями соотношения между неравенством и насилием [21]. Но отмеченная закономерность проявляется и в менее экстремальных ситуациях: наличие разных уровней политической осведомленности означает, что определенного рода искажения присущи любой системе групп интересов. Демократизация подразумевает не только обеспечение состязательных выборов, но и уменьшение погрешностей в представительстве интересов.
С другим вызовом в области артикуляции и репрезентации интересов сталкиваются индустриально развитые демократии. На протяжении последних десятилетий уровень явки на национальные выборы неуклонно сокращается. Например, если в 1950-е годы явка на президентские выборы в Соединенных Штатах Америки составляла в среднем 61%, то в 1996 г. на избирательные участки пришли лишь 49% избирателей. Сегодня посещают предвыборные митинги и демонстрируют свою партийную приверженность в ходе избирательной кампании заметно меньше граждан упрочившихся демократий, нежели поколение назад. Есть данные, указывающие на то, что участие в ассоциативных группах в Соединенных Штатах, а возможно, и в других укоренившихся демократиях тоже падает [22]. Некоторые ученые видят в этом свидетельство роста в развитых нациях социальной изоляции, которая усиливается, по мере того как отдых в любимом кресле и любимая телепрограмма начинают привлекать людей больше, чем социальная и политическая активность. Если выборы есть торжество демократической политики, то, похоже, все меньше индивидов присоединяются к нему.
Политических аналитиков беспокоит, что все меньшая вовлеченность в политику и падение групповой активности сигнализируют о разрушении в укоренившихся демократиях демократического, участнического духа. В этом состоит главная загадка. Почему граждане упрочившихся демократий все реже голосуют и все реже участвуют в демократических выборах? Ведь в то же самое время по всему миру люди ведут борьбу за политическую свободу и возможность участвовать в демократической политике.
Ясно одно: демократическая политика опирается на ориентированную на участие общественность, которая использует для выражения и репрезентации своих интересов индивидуальные и групповые методы. Поэтому активность общественной и политической жизни является тем важнейшим критерием, на основе которого можно судить о политическом развитии нации.